Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов
1. Общие положения 1.1. Настоящее положение "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью МАОУ Талецкая СОШ (далее – Школа)" (в дальнейшем - Положение) разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования для обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов. 1.2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающийся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность. 1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания понимаются специальные образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 1.4. Положение разработано в соответствии с - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации"; - Законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; - Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в РФ" (Обучение детей с ОВЗ, часто болеющих детей) - Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования - Уставом, Положением об АООП, индивидуальном образовательном маршруте, других локальных документов Школы. 1.5. Положение определяет порядок организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Школе. 1.6. Основные понятия, используемые в настоящем Положении: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: слабослышащие,с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами). Ребенок - инвалид - лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование адаптированных дополнительных общеразвивающих программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здание Школы и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеразвивающих программ обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами. 1.7. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют равные права с другими обучающимися. 1.8. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано как индивидуально, так и в группах: индивидуальное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов подразделяется: на дому (учебные занятия с обучающимся проводятся на дому); в Школе (учебные занятия с обучающимся проводятся в учреждении); на базе другого учреждения (в том числе школ-интернатов, социально-реабилитационных центров) на основании договора сетевого взаимодействия; комбинированно (часть учебных занятий с обучающимся проводится в учреждении или на дому индивидуально, а часть - в группе обучающихся). 1.9.Выбор формы организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций учрежденияздравоохранения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в образовательное учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе. Форму организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов родители (законные представители) обучающегося согласовывают с администрацией Школы.
2. Задачи обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов 2.1.Основные задачи, реализуемые при обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов: освоение дополнительных общеразвивающих программ детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами, и как следствие обеспечение им оптимальной социальной интеграции, сохранение и укрепление их здоровья; обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами; создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья; создание оптимальных условий, компенсирующих неблагоприятный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей. 3. Порядок приема детей с ОВЗ и детей-инвалидов 3.1. Прием детей с ОВЗ в Школу осуществляется по территориальному принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами для приема граждан в государственные образовательные учреждения. В приеме обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. 3.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании заключения и рекомендаций РПМПК и на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на создание специальных условий обучения и воспитания в Школе. 3.3. Совместное воспитание и обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае невозможности совместного обучения лиц с ОВЗ, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, возможно обучение по иной форме по заявлению родителя (законного представителя ребенка). 3.4. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с ОВЗ при поступлении в Школу принимает ППк на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования и при согласии родителей (законных представителей). Решение Консилиума оформляется соответствующим протоколом. Зачисление (перевод) ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группы компенсирующей направленности и в интегрированные группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. 4. Организация обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью. 4.1. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов по месту жительства являются представленные родителями (законными представителями) обучающегося: соответствующая справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения; письменное заявление на имя директора об организации индивидуального обучения ребенка по месту жительства. 4.2. Организация индивидуального обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов по месту жительства оформляется приказом директора об организации индивидуального обучения по месту жительства. 4.3. В приказе директора об организации индивидуального обучения по месту жительства регламентируются сроки обучения обучающегося, форма организации индивидуального обучения обучающегося на дому, количество часов учебного плана, учебный план обучающегося, расписание учебных занятий индивидуального обучения по месту жительства, назначается должностное лицо, на которое возлагается ответственность за организацию и контроль индивидуального обучения на дому. 4.4. Сроки организации индивидуального обучения по месту жительства регламентируются сроками действия справки (медицинского заключения) учреждения здравоохранения. В случае, если срок не указан, то до окончания текущего учебного года. 4.5. При организации индивидуального обучения на дому педагог обязан вести необходимые записи в журнале учѐта работы педагога. 4.6. По окончании срока действия справки (медицинского заключения) учреждения здравоохранения администрация Школы обязана совместно с родителями (законными представителями) обучающегося решить вопрос о дальнейшей форме обучения ребенка. В случае, если дата окончания срока в справке (медицинском заключении) учреждения здравоохранения не указана, то продолжение обучения обучающегося в форме индивидуального обучения на дому в новом учебном году требует повторного предоставления родителями (законными представителями) соответствующей справки (медицинского заключения) учреждения здравоохранения и подачи заявления на имя директора об организации индивидуального обучения ребенка по месту жительства в новом учебном году. 5. Формы обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов. 5.1. Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося в Школу по заявлению законного представителя ребенка в соответствии с медицинскими показаниями, заключением РПМПК и результатами школьного психологопедагогического консилиума (ППк). 5.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося общеобразовательные программы могут осваивать в следующих формах: классноурочная, групповая, надомная, с использованием дистанционных технологий, смешанная. 5.3.Классно-урочная и групповая формы обучения: при организации совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения (инклюзия). Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ОВЗ не более 3-4 человек. Количество отдельных классов (групп) для детей с ОВЗ определяется возможностью школы, санитарными нормами и условиями для осуществления образовательного процесса. Наполняемость классов и групп: - классно-урочная форма - не более 25 обучающихся (в зависимости от санитарных норм); - групповая форма - не более 8-х обучающихся. Пятидневная учебная неделя, начало занятий - 8.30, продолжительность уроков во 2 - 11 классах до 45 мин, в первых классах до 35 мин. Учебный план разрабатывается на основе Федерального базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и психофизические возможности. Недельная учебная нагрузка классно-урочной и групповой форм обучения соответствует учебному плану образовательного учреждения на текущий год. 5.4. Надомная форма обучения: индивидуальное обучение на дому организовывается обучающимся, входящим в контингент Школы при наличии справки КЭК ДГП. График организации образовательного процесса в форме обучения на дому, образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в соответствии с государственным образовательным стандартом. Пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков во 2 -11 классах до 40 мин, в первых классах до 35 мин. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико- педагогических рекомендаций совместно с родителями. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется образовательному учреждению с учѐтом индивидуальных психофизических особенностей, медицинских рекомендаций. Расписание занятий согласовывается с родителями обучающегося и утверждается директором школы. С родителями (законными представителями) обучающегося заключается договор на индивидуальную (надомную) форму обучения. 5.5. Индивидуальная форма обучения (индивидуальный учебный план). Для детей с выраженными поведенческими отклонениями, угрожающими безопасности окружающим, индивидуальное обучение организовано на основе индивидуального плана. После проведения динамических наблюдений специалистами школы, по решению ППк, может быть организовано индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с учетом психофизических и психо-эмоциональных возможностей, коррекционно - развивающих занятий с поэтапным введением в совместное обучение с другими обучающимися. Выбор вариантов обучения обучающегося зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально - волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебнопрофилактического учреждения, психолого-педагогического консилиума, государственной службы медико-социальной экспертизы. 6. Права и обязанности участников образовательного процесса при организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов 6.1.Участниками образовательного процесса при организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются: обучающиеся, их родители (законные представители), администрация и педагогические работники Школы. 6.2.Обучающиеся имеют право на: защиту своего достоинства; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; отдых, в том числе организованный, между занятиями, в выходные и праздничные дни; обучение по индивидуальному учебному плану; участие в обсуждении и решении вопросов деятельности Школы; другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Запрещается привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). 6.3. Обучающиеся обязаны: исполнять устав в части, их касающейся; выполнять требования правил внутреннего распорядка для обучающихся; выполнять требования образовательной программы по срокам и объѐмам согласно учебным планам и учебным программам; бережно относиться к имуществу, поддерживать установленный порядок и чистоту в помещениях и на территории Школы, выполнять правила охраны жизни и здоровья в процессе обучения; находиться дома в часы, отведенные для учебных занятий, либо приходить в Школу в часы, отведенные для занятий в случае организации индивидуального обучения по месту жительства и в комбинированной форме; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы. 6.4.Родители(законные представители) обучающихся имеют право: принимать участие в управлении Школой; защищать законные права и интересы детей; вносить предложения по улучшению работы с детьми, организации дополнительных услуг в Школе; требовать уважительного отношения к ребѐнку; создавать различные родительские объединения, клубы в Школе; знакомиться с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, образовательными программами, реализуемыми Школой, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; выбирать форму получения образования, образовательное учреждение; знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с результатами промежуточной и итоговой аттестации; требовать выполнения условий договора между Школой и родителями (законными представителями) ребѐнка; другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. 6.5. Родители (законные представители) обучающихся обязаны: соблюдать устав Школы; обеспечивать получение ребѐнком дополнительного образования; выполнять условия договора между Школой и родителями (законными представителями) ребѐнка; своевременно информировать администрацию и педагогического работника о реко создавать для ребенка и педагога оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома; информировать администрацию и педагога об отмене занятий в случае болезни ребенка и о возобновлении занятий; посещать проводимые родительские собрания. 6.6. Права и обязанности педагогических работников определяются законодательством Российской Федерации, уставом Школы, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и закрепляются в трудовом договоре. 6.7.Педагоги дополнительного образования, осуществляющие педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе и в форме индивидуального обучения имеют право: участвовать в управлении Школой в форме, определѐнной Уставом; на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на оплату труда в соответствии с объѐмом выполняемой работы; на поощрение в соответствии с положением о премировании работников; на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством Российской Федерации; на защиту своих прав человека и гражданина, чести и достоинства, своих профессиональных прав и льгот; свободно выбирать и использовать в работе инновационные технологии, развивающие программы в образовательном процессе; свободного выбора, разработки и применения методов воспитания и обучения детей; требовать от администрации организации условий для осуществления образовательного процесса в рамках реализуемой программы; на социальные гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. 6.8.Педагогические работники Школы обязаны: соблюдать Устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты Школы, строго следовать нормам профессиональной этики; соблюдать трудовую, технологическую и исполнительскую дисциплину, обеспечивать соблюдение дисциплины и порядка обучающимися; обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности обучающихся, систематически заниматься повышением своей квалификации; строго соблюдать требования, правила и нормы по технике безопасности и охране жизни и здоровья детей в процессе обучения и труда, по гигиене труда; разрабатывать и представлять на утверждение модифицированную и (или) авторскую программы дополнительного образования, индивидуальные учебные планы обучающихся в соответствии с локальными нормативными правовым актами; осуществлять обучение в соответствии с утвержденным расписанием; осуществлять методическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности: учет активности участия ребенка и родителей в мероприятиях Школы, анализ успешности ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида, в полном объеме реализовывать утвержденную программу дополнительного образования; знать особенности режима и организации домашних занятий; своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий и расписываться в нем в подтверждение о проведенном занятии; осуществлять контроль освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы; беречь имущество Школы; выполнять иные обязанности, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами Учреждения, действующим законодательством. 6.8. Администрация Учреждения: готовит нормативно-правовые документы по организации образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе в форме индивидуального обучения по месту жительства; устанавливает количество часов учебного плана индивидуального обучения по месту жительства обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, психологомедико- педагогических рекомендаций и аргументированного желания родителей (законных представителей) обучающегося; предоставляет обучающемуся по запросу его родителей (законных представителей) помощь специалистов-педагогов, педагога-психолога и др., оказывает методическую и консультативную помощь в освоении дополнительной общеразвивающей программы; предоставляет обучающемуся на время обучения справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в Школе; контролирует проведение занятий, выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, результативность и индивидуальные достижения обучающегося, ведение журналов индивидуальных занятий не реже одного раза в четверть; контролирует своевременность проведения занятий с обучающимся на дому; своевременно информирует родителей (законных представителей) обо всех изменениях в образовательном процессе, касающихся обучающегося.